❤ Гадаю на Таро (talimilenkaya) wrote,
❤ Гадаю на Таро
talimilenkaya

Что такое практика Чод. Согласно этому учению, омраченность нашего сознания является результатом эгоцентрических тенденций психики.
Это состояние ума приводит к возникновению страдания, а для того, чтобы избавиться от страданий, мы практикуем медитацию. В медитации происходит замедление потока ума, и он очищается подобно тому, как грязь оседает на дне сосуда с водой, когда его оставят в покое.
После того как это очищение до некоторой степени произойдет, к нам приходит понимание того, каким образом вещи существуют на самом деле. Это понимание и есть Праджня, или глубокое постижение. В результате мы начинаем понимать, что, хотя мы и усматриваем в себе отдельную и независящую от всего прочего сущность, так называемое "Я", или эго, при более пристальном рассмотрении можно обнаружить, что на самом деле мы являемся результатом соединения формы, ощущений, сознания и т.д., то есть простой суммой составных частей (так называемых скандх). Такое понимание и есть постижение шуньяты, или пустоты. Пустота в данном случае обозначает отсутствие самобытия, то есть пустоту "Я" или пустоту от "Я". Если же "Я" нет, то не остается никаких причин для эгоцентризма, поскольку всякая тенденция, связанная с отсутствующим "Я", глупа и нереальна. Поэтому для нас открывается возможность действовать, исходя из сострадания ко всем живым существам, и нет нужды постоянно защищать себя или навязывать другим свои желания.

Практика Чод, созданная Мачиг Лабдрон, как раз и служит для того, чтобы развить и усилить чувство отсутствия "Я" и, следовательно, пережить сострадание ко всем живым существам.

Во время этой практики, после некоторого периода подготовительных упражнений, йогин в созерцании осуществляет подношение своего тела обитателям трех миров, что и составляет суть практики Чод.

Тибетское слово "чод" дословно означает "отрезать", "отсекать"; при этом имеется в виду отсечение привязанности к своему телу и своему "Я".

Прежде всего, практикующий "выстреливает" свое сознание через макушку головы и отождествляет его с гневной дакини. Затем эта гневная дакини своим кривым ножом отсекает верхнюю часть головы практикующего. Получившаяся чаша помещается затем на треножник, состоящий из трех черепов, стоящий над огнем. Остальное тело измельчается при помощи этого же ножа и помещается в чашу, размер которой возрастает до размеров Вселенной. Затем чтением особой мантры все содержимое трансформируется из плоти и крови в нектар, который подносится разнообразным существам для удовлетворения всех их желаний.

После того как все приглашенные существа насытятся и удовлетворят свои желания, практикующий напоминает себе о том, что он сам (подношение), а также те, кому это подношение предназначено, "пусты", и некоторое время пребывает в состоянии этого понимания. Ритуал заканчивается чтением текстов, разъясняющих истинную природу реальности, а также завершающими молитвами об обретении просветления всеми живыми существами.

Согласно учению Чод, в процессе выполнения этого ритуала обретается победа над четырьмя демонами, связанными с нашим "Я".

Первый демон носит название Демон, Закрывающий Органы Чувств. Думая о демоне, мы всегда представляем себе некую внешнюю злую силу, которая стремится причинить нам зло, однако Мачиг увидела, что истинная природа демонов состоит в функционировании нашего эго. Что касается первого демона, то он проявляется тогда, когда мы видим или переживаем нечто при посредстве своих органов чувств, которые в процессе восприятия оказываются блокированы излишней фиксацией на объекте. Например, если перед нами находится красивая женщина или красивый мужчина, то процесс восприятия этого человека блокируется желанием обладать им как объектом вожделения. Процесс восприятия прекращается, мы начинаем искать встречи с привлекательным для нас субъектом и т.д. Медитация должна помочь нам победить в себе эту тенденцию. Если мы находимся в состоянии правильной медитации, то восприятие протекает без фиксации или привязанности к объекту восприятия.

Второй демон называется Демоном, Которого Невозможно Контролировать. Это поток мышления, который постоянно протекает в нашем сознании. При этом ум блуждает от одной вещи к другой и наше осознавание полностью рассеивается.

Третий демон — это Демон Наслаждения. Когда мы сталкиваемся с каким-либо приятным переживанием, например с вкусной едой, мы оказываемся привязаны к этому, то есть желаем получать снова и снова то, что вызвало в нас приятное чувство, и избавиться от того, что мешает нашему наслаждению. Это вовсе не означает, что зло содержит в себе само переживание наслаждения, но наша привязанность к нему становится препятствием для пребывания в состоянии ясности.Например, человек, занимающийся медитацией, может увидеть благоприятный сон, свидетельствующий о достижении им определенного прогресса, но тут вступает Демон наслаждения, и человек испытывает привязанность к такому сну. Или в жизни человека может наступить период, когда все идет хорошо, он чувствует себя здоровым, и вот он пытается продлить этот период до бесконечности, что обычно кончается разочарованием и подавленностью.

Четвертый демон называется Демоном Эгоизма. Наш эгоизм является той силой, посредством которой мы обусловливаем и придаем форму окружающему нас миру. Он основывается на принципе разделения всего на "Я" и "другие", результатом чего является омрачение осознания и причинение страданий себе и другим.

В своей основе все четыре демона связаны с процессом мышления, который омрачает состояние ясного, необусловленного осознания, и все они проистекают из излишней фиксации на своем "Я" и недостатка Праджни, что ведет к непониманию того, что в основе всех явлений лежит пустота.

В практике Чод используются четыре типа звуков: звуки человеческого голоса, барабана, колокольчика и трубы из человеческой кости. Барабанчик обычно бывает размером с ладонь; он похож на барабаны, используемые сибирскими шаманами и священнослужителями Бона — добуддийской религии Тибета. Барабанчик имеет две стороны, символизирующие мужской и женский принципы, с двумя небольшими шариками, привязанными на нитях по бокам. Звук извлекается ударами этих шариков одновременно по противоположным сторонам барабанчика, что символизирует единство абсолютной и относительной истин. Барабанчик издает глубокий ритмичный звук, сопровождаемый звоном колокольчика, находящегося в левой руке практикующего. Этот звук символизирует изначальное пространство. В тот момент, когда йогин предлагает свое преображенное в нектар мудрости тело демонам, он издает звук при помощи трубы, которая, как считается, имеет свойство привлекать их.

Весь текст практики читают нараспев, причем мелодия варьирует от школы к школе. Каждая мелодия имеет свою собственную историю и происходит обычно от какого-либо известного мастера (называемого чодпа), практиковавшего Чод много лет. Мелодическое звучание является важной составной частью практики Чод, создавая в теле вибрацию, недостижимую при простом чтении текста.

Традиционно практика Чод выполняется в местах, пребывание в которых связано с чувством страха, например возле одинокого дерева, которое, согласно тибетским поверьям, часто является обителью демона, а также на кладбищах (как, например, это описано в биографии А-ю Кхадро). Сутью практики Чод является непосредственная встреча с нашими страхами и постижение того, что они все порождены нашим эго.

Чодпа обычно приглашаются туда, где возникают эпидемии холеры и других опасных заболеваний. Они убирают трупы, проводят погребальные обряды и, как правило, не подвержены инфекции. Иногда чодпа выполняют церемонии экзорцизма.

Практикующие Чод носят выброшенную другими одежду, питаются как нищие и живут в таких местах, в которые обычные люди гнушаются даже заходить. В основе всего этого лежит пример Мачиг Лабдрон, которая вела именно такой образ жизни, не обращая внимания на общепринятые представления о правилах поведения и манере одеваться. Чодпа путешествуют поодиночке или группами, останавливаясь для практики в подходящих для этого местах.

Знаменитые йогини. Женщины в буддизме
Tags: Знаменитые йогини
Subscribe

  • (no subject)

    "Сейчас я выну твое сердце, погрязшее в неведении!" Она вонзила нож в грудь Бум Чам, вынула сердце, поло­жила его в чашу дакини, находящейся напротив…

  • (no subject)

    Все дхармы предстали перед ней как благие и неблагие следствия своих причин.(с) Знаменитые йогини.Женщины в буддизме

  • (no subject)

    Она спросила: "Как мне помочь всем живым существам?" Он ответил: Исповедуй все свои скрытые грехи, Не бойся приближаться к тому, Что кажется тебе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments